Previous Entry | Next Entry

Грузия. Поход. День 3 и 4

В предыдущей серии:

Красное пятно - наша палатка )))

В Адиши мы финишировали уже в половине девятого - в потемках и в дожде. Спускаясь сверху в селение, мы безуспешно пытались высмотреть площадку под палатку - везде склоны, а ставить палатку у домов не хотелось, чтобы избежать уговоров остановиться в доме. В итоге мы проскочили Адиши насквозь, и подались в луга искать площадку. Как назло

дождь усиливался, становилось темнее, а площадка не находилась - вся местность была одним огромным склоном.

Попробовал спуститься ниже тропы - казалось там место ровнее, но это на самом деле оказалось просто высокой травой, которая скрывала рельеф. Пару раз оступившись в этой траве, выбрался назад, и мы решили исследовать склон выше, где трава была выкошена овцами. В итоге поставили палатку на небольшом выступающем пятачке, который хоть как-то нивелировал уклон. Конечно, ночью в спальнике я все равно немного съезжал вниз, но на тот момент это было мелочью. За стенами палатки шуршал дождь, и очень хотелось, чтобы утром, когда проснемся, там было солнце...

ДНЁВКА в Адиши

Весь предыдущий день мы провели в Адиши. После полудня, когда дождик прекратился, выбрались на поход в селение, чтобы пообедать. Обедать решили в первом же доме, мимо которого мы вчера проходили под дождем - гестхаус "У Тарзана и Нино".
Как и в Тбилиси - здесь тоже были большие порции. И еще тут мы попробовали аджапсандали - изумительное по вкусу блюдо!

После обеда мы пошли пошататься по окрестностям насколько позволял склон и наша лень ))) Да, и это было лучшее, так как в самом селение было не пройти - после дождя там все дорожки раскисли в виде смеси грязи  с навозом. Постоянно бегали поросята пятнистой внешности, а за селением гуляли...кони...

По возвращению в палатку снова пошел дождик. У палатки, во время "сухого" окна, договорились с мимо проезжавшим сваном Патой о завтрашней переправе. Кстати, чем знаменито поселение Адиши - здесь до недавнего времени хранилась старейшая рукопись на грузинском языке, датируемая 9 веком. Сейчас она храниться в музее в Местии, вот.

Утро встретило нас солнцем )))) К тому моенту, как мы собрались, подъехал Пата с лошадью. Рюкзаки навьючили на лошадь, и пошли следом. Ходоки из нас, конечно, неважные - мы шли очень медленно, так как за отсутствием ноши за плечами, повысилось желание все фотографировать. Я фотографировал на смарт, поэтому фотки разного качества и форматов.

Наконец мы подошли к живописнейшему месту - огромному леднику Адиши (Лардаад). Почему его зовут Адиш - не совсем ясно, так как питают ледник Адиш еще несколько вершин: Гестола, Катын-Тау, Лакуца, и Восточная Джанги-Тау. Но в Инете можно найти его под двумя именами - Лардаад и Адиш.
На панорамной снимке слева от ледника вершина, которая прячется в облаках - Тетнульд, которая имеет пирамидальную форму.

А справа, также прикрывшись облаками вершины Лакуцы и Катын-Тау. Гестола же прячется в облаках за ледником.
Вообще фотография плохо передает размеры ледника, а он грандиозен, и все время, пока вы снимаете его, слышны звуки обрушающегося вниз льда. Самый большой и легкодоступный ледник.

В Но помимо ледника у нас еще была и переправа, украшением которой стали не мы на лошадях, а три отважных собаченции, которые, видя, что вот лошадь уносит последнего человека на другой берег, решили, что их бросают, и...бросились следом в бурлящие потоки Адишчалы (Адишцкали). Честно мы мысленно попрощались с ними, но собаченции ныряли словно пружины, и немного поборовшись с водой, выбирались на камни. А сван, разгрузив лошадь, и попрощавшись с туристами, поехал обратно. Бедным собакам пришлось совершать свой подвиг в обратную сторону. Увы, фоток нет - аккумы сдохли.

Еще одна жаль - на переправе мне удалось выпросить у москвичей их "зеркалку", чтобы сфоткать ледник во всей красе с точки поближе переправы. И мне прислали эти фото. Но я их сразу не скачал, и в почтовых ящиках теперь не могу найти. Думаю, что удалил....и адреса отправителя я не знаю, увы...

А мы пошли вверх на перевал Чхундери (Рододендровый). Там на самом верху открывалась отличная панорама на всю долину реки Адишчала и ледник. А еще на верху с той стороны весь склон был усыпан цветами. Туристы останавливались здесь на привал. Трое ребят-иностранцев (кажется чехи) решили там и поспать - три тела в мешках )))

Спуск был более крутым, чем подъем, что было не очень приятно ногам. Внизу нас ждала долина реки Халдэ. Весь остальной путь проходил по дороге вдоль реки, и каких-либо интересных мест до самого заброшенного селения Халдэ не предусматривал. А вот само селение Халдэ нас удивило бившей через край жизнью - первый дом оказался действующим гестхаусом с кафе: во дворе стояли столики под зонтами, детвора носилась с мячом, на балконе сушились матрасы и одеяла.

Так как наша цель на сегодня был поселок Ипрари, здесь, пользуясь случаем, мы решили перекусить. Я же не поленился вернуться чуть назад и принять холодный душ в виде водопада у самой дороги. Сказать что вода была ледяная - значит не сказать ничего. Как и положено ледяной воде в горах, она пронзала своими холодными иголочками насквозь, смывая всю грязь дорог...

Он только кажется маленьким - на самом деле помимо лезвия холода еще прекрасно ощущаешь вес падающей воды.

Но вернемся к Халде - это село печально известно своим восстанием против учета земель в 1875 и закончившееся конфликтом в 1876 году, когда отказались выдать трех зачинщиков беспорядков.
"Начальник Лечхумского уезда послал людей в Халде и приказал выдать разыскиваемых двух лиц, но получил категорический отказ. Тогда он потребовал, чтобы все жители села явились к нему, но и это предложение было отвергнуто. Дело принимало сложный оборот. Село могло подвергнуться погрому со стороны карательных отрядов. Чтобы избежать катастрофы, жители после долгих уговоров согласились явиться к начальнику Лечхумского уезда. Однако он, возмущенный тем, что они не выдали «преступников», не согласился на переговоры.
Гриневский решил ворваться в Халде, схватить скрывавшихся и разорить село. Заметив приближение войсковых частей, молодые халдейцы укрепились в башнях, а пожилые мужчины и женщины встретили непрошенных гостей в центре села, угостив их ужином. Этот шаг несколько смягчил Гриневского, но вскоре произошло непредвиденное. Брошенный или упавший с одной из башен камень угодил в майора Леуса, причинив ему незначительную травму. Взбешенный этим, офицер приказал прикончить двух жителей, подошедших к нему для приветствия. Одного из них тут же пронзили штыками, а с другим оказалось труднее справиться. Прежде чем погибнуть в этой нелепой стычке, он повалил на смерть трех солдат.Увидев это, укрепившиеся в башнях сваны открыли огонь. Они убили Леуса, чиновника Микеладзе, врача Бельского и др.

Восставшие ворвались в дом, где скрывался виновник бедствия — Гриневский, и убили его. Такая же участь постигла всех находившихся с ним лиц. Положение стало тревожным. Закавказская администрация усилила воинские части, действовавшие в Сванети. 21 августа начался штурм Халде. На шестой день карательный отряд взорвал село и некогда «красивое Халде превратилось в груду развалин»...

Вот такая история...

Это единственные уцелевшие дома. И давно безлюдные...

Posts from This Journal by “Сванетия” Tag

• Грузия. Сванетия. Собаки.

Это небольшая заметка, но я не мог не вернуться обратно к леднику и перевалу Чхундери. Помните я описывал переправу чере реку Адишцкали -…

• Грузия. Поход. Прощай, Сванетия!

После осмотра Ушгули мы вернулись к ожидавшей нас Делике. К нашему удивлению в Делике уже были пассажиры - молодой человек и девушка. В таком…

• Грузия. Поход. Ушгули

День 4 и 5 Конечной нашей остановкой было село Ипрали. Вся дорога до нее шла почти нисколько не теряя высоты. особо каких-либо замечательных…

( 4 comments — Leave a comment )
sams_lena
Nov. 7th, 2015 07:25 pm (UTC)
А вообще холодно было?
А то чехи без штанов вон валяются, а тут - ледники рядом ))
romsgor
Nov. 8th, 2015 10:32 am (UTC)

Тепло. Самый холод выше ледника. А уж где трава и цветы - там вполне по летнему, разве что может ветер попрахладнее чем в долине.

annaelle_erica
Nov. 7th, 2015 09:46 pm (UTC)
Ну ты морж)) душ под горным ручейком... так и кондратий хватить может)
romsgor
Nov. 8th, 2015 10:32 am (UTC)

Не Хватил )))))

( 4 comments — Leave a comment )